"Как научить ребенка правильному поведению при пожаре"
Консультация для
родителей
«Как научить ребенка
правильному поведению при пожаре»
Основы воспитания детей закладываются
в дошкольном возрасте!
Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с
самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность
ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую
очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А
что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу?
Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая
осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже
настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь.
Поэтому
родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной
ситуации.
На
первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь
любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений
оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес
к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление
его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к
горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об
опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в
обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком
на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.
В
возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и
действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития
ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление
надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным
веществам, электроприборам и предметам.
Пока
ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги,
электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он
не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло
подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе
любопытство может взять верх над запретом.
Особо
следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с
помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных
спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их,
специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем
старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем
разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к
самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни.
Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.
К
семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными
предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь
ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь
уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу
детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками,
бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В
противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только
обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к
сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После
безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в
потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.
Предупреждая
использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать
ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто
и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и
контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».
Реакция детей во время пожара:
Напуганный
ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто
не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
Ребенок может
кричать от страха, но, если шок от события слишком большой – голос может
отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной
опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.
Дети
часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из
мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно
рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и
спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.
Важно,
чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и
молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует
пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного
дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет
об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.
Родителям
нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре,
рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф,
противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные
тканевые вещи, одеяла).
Ребенок должен знать,
что если он видит пламя, то нужно:
звать
на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном
телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа,
родственника, службы спасения и, конечно, ваш);
в
случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой,
использую пожарный гидрант или огнетушители;
не
тушить огонь в квартире самостоятельно;
выходить
из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и
окно свободно открывается;
ни
в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
если
квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не
проникал в вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации. Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности.
Комментарии
Отправить комментарий