Картотека настольно- печатных игр для детей средней группы.
Настольно-печатные игры для ДОУ. Средний дошкольный возраст
Угадай дерево
Дидактическая задача: Дифференцировать деревья по их основным признакам: стволу, листьям.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Рассмотреть и назвать сходство или отличие деревьев и листьев.
Дидактический материал: карточки с изображением деревьев, листьев.
Ход игры
Воспитатель раздает детям карточки с изображением клена и березы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать карточки.
Дети называют, сравнивают деревья, выявляют сходство и
- Клен и береза - это деревья. У них есть корни, один ствол, много веточек и листья.
- У клена ствол темный, а у березы белый. У клена листочек похож на ладошку, а у березы края листочка резные.
С какого дерева листок?
Дидактическая задача: Дифференцировать отличительные черты листьев клена, березы, рябины и т.д.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Говорить четко и внятно. Отвечать на вопрос Полным ответом.
Игровое действие: Узнать и назвать листок, соответствующий Дереву.
Дидактический материал: карточки с изображением листьев: березы, дуба, клена, рябины.
Ход игры
Воспитатель раздает детям листочки разной формы, а дети определяют, с какого они дерева.
- Этот лист с березы, поэтому он называется березовый.
- Этот лист с дуба, поэтому он называется дубовый.
- Этот лист с рябины, поэтому он называется рябиновый и т.д.
Третий лишний
Дидактическая задача: Дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Откладывать в сторону карточку с изображением животного, которое лишнее.
Игровое действие: Найти на карточке лишнее животное и отложить его в сторону.
Дидактический материал: карточки с изображением домашних и диких животных.
Ход игры
Детям раздаются карточки с изображением животных. Дети должны определить, какое животное лишнее.
- Барашек, корова — это домашние животные. Они живут рядом с человеком. Лиса — это дикое животное, она живет в лесу. Лиса - лишнее животное. И т.д.
Четвертый лишний
Дидактическая задача: Дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.
Игровые правила: Накрыть фишкой только то животное, которое на карточке лишнее.
Игровое действие: Найти на карточке лишнее животное и закрыть его фишкой.
Дидактический материал: карточки для игры «Четвертый лишний» по количеству детей. Фишки.
Ход игры
Дети сидят за столом. Перед ними лежат карточки, разделенные на четыре клеточки. В трех клеточках изображены дикие или домашние животные. В четвертой клеточке изображен фрукт или овощ. Дети должны найти лишний предмет и закрыть его фишкой.
Воспитатель перед началом игры объясняет правила игры:
- Перед вами лежат карточки. Что изображено на этих карточках? (ответы детей)
- Если животные живут с человеком, как мы называем таких животных? (домашними)
- Если животные живут в лесу, как таких животных мы называем? (дикими)
- Посмотрите внимательно на карточку и закройте фишкой лишний предмет.
От грядки до обеденного стола
Дидактическая задача: Закрепить у детей знания обобщающих понятий: овощи, фрукты, плоды, семена.
Игровые правила: Отвечать на вопросы, соблюдая очередность. Слушать ответы сверстников и помогать при необходимости.
Игровое действие: Воспитатель читает текст и по ходу выкладывает картину действий на магнитной доске. По ходу рассказа задает детям вопросы.
Дидактический материал: карточки для магнитной доски: овощи, фрукты, плоды и т.д.
Ход игры
Воспитатель по ходу своего рассказа выкладывает сюжетные картинки и задает детям вопросы:
- Наступила осень. Вышли люди в поле, на грядки и стали собирать урожай. Что можно собрать на грядках? (дети отвечают, а воспитатель выкладывает: картофель, помидоры, огурцы, кабачки, редис и т.д.)
- Вышли люди в сад и начали собирать с деревьев урожай. Что можно собрать с деревьев? (яблоки, вишню, сливы, груши и т.д.)
- Часть урожая люди съели. А часть урожая решили сохранить на долгую зиму. Взяли овощи: помидоры и огурцы. Помыли их теплой водой. Уложили в стеклянные банки, посолили, залили кипятком и закрыли крышками. Что можно сказать об этих овощах, что с ними сделали? (законсервировали овощи, поставили в погреб)
- Взяли картофель и ссыпали в овощехранилище.
- Взяли фрукты: яблоки, груши. Помыли их теплой водой. Затем порезали на дольки и стали сушить. Когда яблоки и груши совсем высохли, сложили в мешочек и положили в сухое место. Как мы называем такие фрукты? (сухофрукты)
- Наступит зима. Достанет мама из погреба соленых огурчиков и помидорчиков. Достанет сухих фруктов, вскипятит компот и все опять вспомнят о лете. Почему?
- Как еще можно сохранить овощи и фрукты на зиму?
Кто что ест?
Дидактическая задача: Уточнять знание детьми названий животных и того, чем они питаются. Развивать наблюдательность и внимание.
Игровые правила: Начинать подбирать карточки по сигналу воспитателя. Выполнять действия, не мешая друг другу.
Игровое действие: Поиск нужных карточек.
Дидактический материал: карточки с изображением животных и того, чем они питаются, по количеству детей.
Ход игры
Перед детьми лежат карточки с изображением животных. Дети подбирают на столе у воспитателя для животных соответствующую картинку: для кошки - молочко в миске, для собачки - косточка, для свинки - кашка, для козочки - травка.
Какое насекомое, назови?
Дидактическая задача: Формировать у детей понятие насекомое. Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза и т.д.
Игровые правила: Начинать свои действия по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, называет ее.
Игровое действие: Поиск нужных частей, складывание целой картины.
Дидактический материал: карточки с изображением насекомых по количеству детей.
Ход игры
На столах перед детьми лежат разрезные картинки с изображением насекомых.
Дети должны собрать разрезные картинки, угадать насекомое и назвать его. Если дети затрудняются назвать насекомое, воспитатель помогает, загадывая загадки:
Всех жучков она милей
Спинка красная у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки (божья коровка)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют ее... (стрекоза)
На ромашку у ворот опустился вертолет –
Золотистые глаза, кто же это? (стрекоза)
Сок цветов душистых пьет.
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее... (пчела)
Чок, чок, юк!
Прилетел к нам в сад... (жучок)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)
Мы крылышки расправим –
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем –
Какой кругом простор! (бабочка)
Где чей хвост?
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях тела животных.
Игровые правила: брать карточки по очереди и только те, которые подходят к основной картинке.
Игровое действие: Поиск нужных карточек.
Дидактический материал: парные карточки с изображением животных и хвостов этих животных (по количеству детей).
Ход игры
Детям воспитатель раздает карточки с изображением хвостов животных. На столе лежат карточки с изображением животных без хвостов. Дети поочередно берут со стола карточку и подбирают соответствующее животное: волк, лиса, медведь, белка, заяц и т.д.
Найди такой же цветок
Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Показывать только тот предмет, который изображен на картинке.
Игровое действие: Брать со стола карточку с изображением цветка и находить цветок на клумбе аналогичный рисунку.
Дидактический материал: предметные картинки с изображением цветов. Макет цветочной поляны с цветами.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся предметные картинки. Дети рассматривают картинки, узнают цветы, называют их. Выбирают картинки с понравившимися цветами и находят на цветочной поляне цветы, аналогичные рисунку, и называют их.
Помоги зеленым друзьям
Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождении сюжетных карточек, логически объясняющих ситуацию. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Выкладывать только те карточки, которые подходят по сюжету.
Игровое действие: Брать со стола сюжетную карточку и выкладывать перед собой.
Дидактический материал: сюжетные картинки с изображением ситуаций.
Ход игры
Воспитатель раздает сюжетные карточки. Дети должны подобрать только те, которые соответствуют ситуации.
- Дети водят хороводы вокруг Черемухи и Лесной сирени.
- Дети рисуют букеты сирени и черемухи возле цветущих деревьев.
- Дети поливают и ухаживают за деревьями.
- Дети фотографируются возле цветов и цветущих деревьев.
- Дети поют и играют около Ивушки. И т.д.
Посмотри, отгадай и назови
Дидактическая задача: Формировать у детей представления об основных свойствах посуды: материал изготовления. Дать обобщающее понятие - стеклянная посуда.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Брать только один предмет.
Игровое действие: Взять предмет, назвать его и сказать, из чего он сделан.
Дидактический материал: стеклянные предметы посуды: чашки, ложки, сухарница, блюдца и т.д., кукла Мальвина.
Ход игры
Дети поочередно берут карточки (лучше использовать настоящие предметы) и называют:
- Это ваза из прозрачного стекла.
- Это стакан из прозрачного стекла с цветочками.
- Это флакон для духов из разноцветного стекла.
- Это пузырек для лекарств из темного стекла.
- Это бутылка из цветного стекла. И т.д.
- Как можно все эти предметы назвать одним словом? (эти предметы стеклянные)
Подбери нужную одежду
Дидактическая задача: Упражнять детей в различении зимней и летней одежды. Воспитывать внимание, память и логическое мышление.
Игровые правила: Правильно подобрать одежду для куклы.
Игровое действие: Поиск нужной одежды для куклы.
Дидактический материал: силуэты кукол и кукольной одежды по количеству детей. Картины зимнего и летнего пейзажа.
Ход игры
На столе перед детьми лежат силуэты кукол и зимней и летней одежды. Воспитатель поочередно показывает картинку летнего и зимнего времени года. Дети должны подобрать куклам соответствующую одежду.
Кто наши помощники?
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о бытовых предметах, облегчающих труд взрослых. Воспитывать интерес к механическим предметам, желание самим трудиться.
Игровые правила: Выкладывать на магнитной доске только одну карточку и дать объяснение назначению этого предмета.
Игровое действие: Поиск нужных карточек.
Дидактический материал: карточки с изображением бытовых приборов: пылесос, стиральная машина, утюг, гладильная доска и т.д.
Ход игры
Дети поочередно берут со стола карточку с изображением бытового предмета, прикрепляют к магнитной доске с пояснениями.
- Пылесос наш помощник. Он помогает нам убирать мусор с пола.
- Стиральная машина наша помощница. Она помогает нам стирать белье.
- Утюг наш помощник. Он помогает нам гладить белье.
- Гладильная доска наша помощница. На гладильной доске мы гладим постиранное белье. И т.д.
Соберем ракету
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из отдельных деталей. Развивать конструкторские способности. Воспитывать внимание, память и логическое мышление.
Игровые правила: Правильно подобрать и сложить детали ракеты.
Игровое действие: Поиск нужной позиции отдельных деталей ракеты. Выполнение конструирования только по чертежу-образцу.
Дидактический материал: образцы-чертежи ракеты. Конструктор на каждого ребенка.
Ход игры
Дети собирают из конструктора ракету по образцу.
Воспитатель сообщает детям, что это образец-чертеж ракеты.
- Мы с вами будем конструкторами. Конструкторы сначала рассматривают свой чертеж, а потом конструируют ракету.
Отгадай и назови
Дидактическая задача: Упражнять детей в отгадывании загадок. Воспитывать внимание, память и логическое мышление.
Игровые правила: Правильно подобрать предмет.
Игровое действие: Поиск нужного предмета. Выполнение задания только по сигналу воспитателя.
Дидактический материал: сундучок с карточками-ответами на загадки.
Ход игры
Воспитатель читает загадку, а дети должны найти ответ в сундучке.
Режем, режем, вырезаем,
Маме шить мы помогаем. (Ножницы)
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)
Целый день сегодня
Шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного, мишка, -
Будут и тебе штанишки.
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Назови скорей, кто я?
Ну, конечно же... (швея)
Ты найдешь меня на стройке,
Непоседа я и бойкий.
Головой весь день киваю,
Гвозди в доски забиваю. (Молоток)
Бьют Ермилку по затылку,
Ну а он не плачет,
Только носик в доску прячет! (Гвоздь)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Кто же это делает
Окна и полы?
Топором и молотком
Без сучка, задоринки.
Для ребят у нас в саду
Смастерил он столики! (Плотник)
На чём поедем
Дидактическая задача: Упражнять детей в назывании видов воздушного, водного и наземного транспорта: самолет, поезд, пароход.
Игровые правила: Показывать соответствующую карточку только по сигналу воспитателя.
Игровое действие: По ходу выкладывания воспитателем картины на магнитной доске дети находят нужные карточки.
Дидактический материал: карточки с изображением транспорта по количеству детей.
Ход игры
По ходу рассказа воспитатель выставляет на магнитной доске картину.
Решили Мишутка, Тигренок и Лягушка-Квакушка приехать в гости к детям. Выбрали себе транспорт и поехали. А вот какой транспорт выбрали они, мы догадаемся, если загадки отгадаем.
- Где живет Лягушка-Квакушка? (на болоте)
Вышла Лягушка-Квакушка со своего болота и видит - перед ней большая река.
По реке плывет дом,
Даже окна есть в нем.
Люди в домик забежали –
Лягушку-Квакушку с собой взяли.
- На чем приехала к нам Лягушка-Квакушка? (на пароходе. Дети показывают соответствующую карточку)
-Кто на пароходе самый главный? Кто управляет пароходом? (капитан)
Тигренок живет очень далеко: за морями, за горами. На машине долго ехать, на пароходе не доплыть, а к ребятам в гости так хочется. И он решил выбрать вот какой транспорт:
Это птица, птица-небылица.
Внутри нее народ сидит,
Меж собою говорит,
А в это время птица-небылица
По небу летит.
- Что это за птица-небылица? (самолет. Дети показывают соответствующую карточку)
- Что есть у самолета и нет у машины? (крылья)
- Кто на самолете самый главный? Кто управляет самолетом? (летчик)
Лягушка-Квакушка плывет на пароходе. Тигренок летит на самолете. А где же Мишутка?
- Где живет Мишутка? (в лесу)
- Правильно, ребята.
Вышел Мишутка из леса и видит:
Возле леса лестница лежит,
Дом на лестнице стоит.
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок!
Взял один братец Мишутку, да и привез к детям в детский сад. Мишутка даже и не понял, на чем он приехал.
- Что это за братцы? (вагончики)
- Так на чем приехал Мишутка в гости к ребятам? (на поезде. Дети показывают соответствующую карточку)
После того, как дети отгадали загадки, появляются Мишутка, Тигренок и Лягушка-Квакушка.
Собери картинку
Дидактическая задача: Упражнять детей в узнавании и назывании отдельных частей транспорта. Развивать воображение, мелкую моторику, память, терпение, трудолюбие.
Игровые правила: Начинать действие по сигналу воспитателя, соблюдать очередность.
Игровое действие: Поиск нужной части и составление целой картинки.
Дидактический материал: разрезная картина с изображением ракеты из 6-8 частей.
Ход игры
Дети собирают картинку с помощью воспитателя.
- Ребята, вы хотите узнать, на чем мы с вами сегодня отправимся в путешествие? (воспитатель читает загадку)
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд... (ракета)
— Сначала будет выкладывать Андрюша. Неси свою часть картины. Посмотри, что на ней изображено? Как мы ее должны расположить?
- Теперь принесет свою часть картины Наташа. И т.д.
Преврати самокат в машину
Дидактическая задача: Упражнять в составлении целого из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.
Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.
Игровое действие: Поиск нужных деталей.
Дидактический материал: разрезные детали для самоката и машины. Перекладина, колеса, руль, кузов, кабина.
Ход игры
На столах у детей разрезные детали самоката, кабина, кузов. Воспитатель показывает картинку с изображением самоката. Дети самостоятельно выкладывают самокат. Далее педагог предлагает превратить самокат в машину. Дети должны на самокате установить кабину и кузов самостоятельно.
Выложи светофор
Дидактическая задача: Упражнять в составлении целого из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.
Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.
Игровое действие: Поиск нужных деталей, составление цветного круга и последовательное выкладывание предмета - светофор.
Дидактический материал: разрезные детали цветных кругов: желтые, зеленые, красные.
Ход игры
Дети собирают цветные детали кругов и выкладывают последовательно, изображая светофор.
Собери чертеж
Дидактическая задача: Упражнять в составлении целого из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.
Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.
Игровое действие: Поиск нужных деталей чертежа.
Дидактический материал: разрезные детали чертежа пожарной машины из пяти частей.
Ход игры
Дети все вместе собирают разрезные картинки.
- Чертеж какой машины мы собрали? (чертеж пожарной машины.
- Как вы догадались, что это пожарная машина? (машина красного цвета, номер телефона «01»)
Собери чертеж
Дидактическая задача: Упражнять в составлении целого предмета из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.
Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.
Игровое действие: Поиск нужных деталей чертежа.
Дидактический материал: разрезные детали чертежа лунохода из пяти-шести частей.
Ход игры
Дети на столе собирают отдельные детали чертежа. Затем из большого конструктора собирают луноход.
Разложи правильно
Дидактическая задача: Упражнять в классификации транспорта по видам: воздушный, наземный, водный. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.
Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.
Игровое действие: Поиск нужного круга для транспорта. Весь транспорт разложить на три группы.
Дидактический материал: карточки с изображением видов транспорта: воздушный, наземный, водный.
Ход игры
Дети выполняют указание воспитателя и дифференцируют транспорт по месту передвижения: воздушный, наземный и водный.
- Разложите карточки с изображением транспорта на три группы.
- Саша, назови транспорт первой группы (второй, третьей)
- Как можно назвать одним словом транспорт первой, второй, третьей группы? (воздушный, водный, наземный)
- Какого транспорта у вас на столе больше: воздушного, водного или наземного? (наземного транспорта больше)
- Где передвигается наземный транспорт? (наземный транспорт передвигается по земле)
- Что должно быть на земле для передвижения наземного транспорта? (для передвижения наземного транспорта на земле должны быть дороги)
Комментарии
Отправить комментарий