Консультация для воспитателей:" Патриотическое воспитание дошкольников через русские народные сказки."
Патриотическое воспитание дошкольников через
русские народные сказки.
« Сказка неотделима от красоты, способствует
развитию эстетических чувств, без которых
немыслимо благородство души. Благодаря
сказке ребёнок познаёт мир не только умом,
но и сердцем». ( В. А. Сухомлинский)
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.
Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников. Она относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения и позволяет педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
добро побеждает зло («Золушка»); кто назовет сказку?
учат дружить («Теремок», рукавичка)
учат трудолюбию и взаимопомощи («Репка»);
уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди»);
учат переживать за героев на которых выпали испытания («Царевна-лягушка»);
помогают понять хитрость и обман («Лиса и журавль», «Вершки – корешки»);
высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке
вызывают интерес к жизни русских героев. «Илья Муромец», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Особенности сказки как воспитательного источникаОчень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.
В сказке присутствует яркая образность. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что – то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир и не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра.
Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который положительно влияет на весь процесс обучения. Для этого, безусловно, необходимо давать дополнительные задания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал: привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков сказочных героев.
«Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».
Увлекательность сюжета делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Необходимо акцентировать внимание дошкольников на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других. В этом плане особо следует отметить роль героев сказок, которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других. Необходимо доносить до детей следующие положения, подтвердив их примерами сказок:
для того, чтобы чего – то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относится к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться тем, что у тебя есть; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе и т.д.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка позволяет формировать у ребенка представление о том, что добро побеждает, но не само по себе, а путем преодоления трудностей.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вне времени: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о предназначении человека в жизненном пути.
Работать со сказкой можно как индивидуально, так и со всей группой. Эту работу можно проводить и дифференцированно. В этом случае у нескольких ребят может быть одна проблема в поведении или деятельности, а потому они могут работать над одной и той же сказкой.
Сказка помогает формировать « понятие» единства всех живущих на земле людей. Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев. Сказка не даёт прямых наставлений детям (« Слушайся родителей»,
«Уважай старших», « Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания. Но всё кончается благополучно благодаря чуду. Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, чтобы с ними не случилось. Для ребёнка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.
У детей большой популярностью пользуются сказки драматизации с использованием кукол. Дети начинают разыгрывать сказочное представление с любимым сюжетом и разными персонажами. Использование кукол помогает в развитии саморегуляции и самоуправлении. Даёт возможность побывать в роли персонажа, прочувствовать эмоции, которые сопровождают поступки героя. Сказки драматизации стимулируют развитие творческой активности, самостоятельности, вызывают активный интерес, увлекают детей. А значит все пережитые чувства, знания и навыки не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне.
Особенности сказок:
• Троекрактное повторение: Три сына, три сестрицы, три медведя, три раза невод старик тянул, триглазка;
• Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго;
• Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка;
• Встречается число 7: в «Репке» семь персонажей, «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов»;
• Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.
Я называю вам антонимы, а вы угадываете настоящее название сказки.
1. «Мышь босиком» — «Кот в сапогах».
2. «Рассказ о простой курочке» — «Сказка о золотом петушке».
3. «Знайка в лунной деревне» — «Незнайка в Солнечном городе».
4. «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
5. «Один из Молоково» — «Трое из Простоквашино».
6. «Зеленая бейсболочка» — «Красная Шапочка».
7. Сказка «О многодетной маме»? «Волк и семеро козлят».
8. Сказка об общежитии для зверей? «Теремок».
9. Сказка о хлебобулочном изделии? «Колобок».
10. Сказка о похищении ребенка? «Гуси-лебеди».
11. Сказка о захвате чужого жилища? «Лиса и Заяц».
12. Сказка о больших трусишках? «У страха глаза велики».
Для более осознанного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в образовательной деятельности используются различные методы и приемы: беседы, занятия, сказкотерапия, творческие виды деятельности, игры, драматизация, развлечения все это помогает детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека, а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину.
Комментарии
Отправить комментарий