Консультация для родителей: "Отдавать ль ребенка в школу в 6 лет?"

                        ОТДАВАТЬ  ЛИ  РЕБЕНКА  В  ШКОЛУ  В  ШЕСТЬ  ЛЕТ?

     Чтобы ответить на эти вопросы, поставленные родителями, нужно знать не только особенности ребенка, уровень готовности его к обучению. Эти сведения следует соотнести с особенностями социальной ситуации его развития и требованиями, предъявляемыми школьными педагогами к детям нового набора. Поскольку абстрактный разговор здесь невозможен, поговорим о противопоказаниях, наличие которых может помешать успешной учебе ребенка в школе. При их появлении лучше отложить поступление в первый класс на один год, если ребенку еще не исполнилось семи лет.

     Прежде всего, назовем социальные противопоказания. Если в семье растет один ребенок, а его воспитанием занимаются одновременно три-пять взрослых, то вовлеченность их в процесс обучения наверняка будет чрезвычайно высокой. Масса родственников станут контролировать успехи малыша в школе. Родители станут требовать от ребенка высокой успеваемости, будут твердить о долге и обязанностях. Каждый постарается помочь, чтобы не было никаких нареканий и отклонений. Каждая помарка и исправление в тетради будут обсуждаться на семейном совете, для шестилетнего ребенка такой психологический прессинг, такая мера ответственности слишком велики.

     Программы обучения в школах различной сложности. В случае, если ребёнок попадает в класс гимназический, то к высоким нагрузкам добавится физическая усталость от длительных занятий в школе, а это уже грозит здоровью и психическому развитию шестилетнего малыша. К семи же годам выносливость организма существенно повышается.

      В группу психологических противопоказаний также входят два фактора: низкий уровень готовности к обучению (особенно мотивационной) и неблагоприятный психологический климат в семье.

     В первом случае ребенок еще не наигрался, у него не появилась тяга к теоретическим знаниям. Погруженность в атмосферу суровой школьной дисциплины и ежедневных учебных занятий будет тяжела для малыша. Время, проведенное детьми в стенах школы, будет восприниматься ими как вычеркнутое из жизни, украденное у беззаботного детства.

     Не правы и те родители, что, находясь на грани развода, разъезда с родственниками, переживая не лучшие времена своей жизни, стремятся поскорее отдать детей в школу. Они полагают, что тем самым отвлекут шестилетних сыновей и дочерей от неприятных проблем дома. Подобное решение не меняет ситуацию, а лишь создает дополнительные трудности для маленьких учеников. Процесс учения лишь частично протекает в стенах школы. Семейные проблемы могут помешать детям своевременно выполнять домашние задания. Успеваемость неминуемо снизится, а это станет лишним поводом для домашних раздоров.

     Есть и медицинские противопоказания: различные психические и соматические заболевания, недавно перенесенные травмы головного мозга и позвоночника. Как бы хорошо ни был подготовлен малыш к школе, учебный режим потребует от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. За год ситуация значительно изменится в лучшую сторону, да и в целом ребенок окрепнет. Эта рекомендация касается и часто болеющих детей. Низкий иммунитет и связанные с этим заболевания, появляющиеся с высокой периодичностью, могут привести к перегрузкам: значительную часть учебной программы ребенок будет вынужден осваивать самостоятельно, без помощи учителя.

     Наконец, несколько слов о неадекватных установках взрослых. Многие родители считают, что если их ребенок научился читать и считать, то его пора отдавать в школу. В литературе описаны случаи формирования навыков чтения у детей в возрасте двух с половиной и трех лет. В 1995 году у нас в стране разработана методика под названием «Читать раньше, чем ходить», которая позволяет научить ребенка составлять из кубиков слова и словосочетания уже в возрасте от года до полутора лет. Однако все это не означает, что в столь раннем возрасте дети готовы к систематическому организованному обучению в школе. Умения читать, писать и считать являются лишь проявлениями или признаками умственного развития ребятишек, они не могут быть критерием уровня психофизического развития и тем более готовности их к обучению в школе.

     Шестилетками считаются дети, достигшие возраста от пяти с половиной до шести с половиной лет. Их обучение ведется столь же интенсивно, как и обучение семилеток. Отличия касаются лишь методики работы. При этом общее время обучения детей и шестилеток и семилеток одинаковое – четыре года. Родители мальчуганов иногда стремятся пораньше отдать их в школу, чтобы сэкономить время, которое может потребоваться их сыновьям для второй попытки поступления в вуз (техникум) до момента призыва в армию. Сказанное выше объясняет, почему их расчеты не верны.

     Детишки же, которые, по расхожему мнению, перегуливают год, то есть идут в первый класс, когда им же исполнилось семь с половиной лет, по наблюдениям педагогов и психологов, лучше адаптируются, чаще занимают среди сверстников лидирующее положение. Этот лишний год не означает, конечно, что ребенок станет отличником, но создает для него определенный «запас прочности», - гарантию стабильности его успехов и базу для дальнейшего развития.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подборка закличек на Масленницу.

Консультация для воспитателей:" Беседы о войне. Вечный огонь".

Картотека настольно- печатных игр для детей средней группы.