Консультация для воспитателей :"Роль скороговорок в развитии речи детей".
Роль скороговорок в развитии речи детей.
Использование скороговорок в развитии детей остается актуальным на сегодняшний день. Скороговорение способствует значительному улучшению дикции, развитию коммуникативных навыков младших школьников, вырабатывает речевую ответственность перед собой и товарищами, воспитывает интерес, любовь и уважение к родному слову, к его звуковой и эмоциональной наполненности, дарит хорошее настроение и радость человеческого общения.
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Важным периодом ее развития является период детства, когда идет освоение средств языка, пополнение, уточнение, активизация словарного запаса, овладение чтением и письмом. Перед логопедом стоит серьезная и ответственная задача -научить детей пользоваться даром живого слова, раскрыть тайны, возможности, хитрости и загадки родного языка.
Для развития речи младших школьников могут быть использованы разные игровые методы и приемы, но нам хочется остановиться на скороговорении, которое отвечает потребностям младших школьников в игровой и речевой активности, в эмоциональном усвоении окружающей действительности, в создании яркой, неожиданной картины мира, помогает научить управлять своим голосом, своими чувствами, развивает эмоциональность, выразительность речи, артистические данные, отрабатывает чистоту произношения. Использовать метод скороговорения в своей работе могут не только узкие специалисты – логопеды, но и родители.
Что же такое скороговорка? Это - род складной речи, шуточный, небольшой текст, в котором имеется специальный состав слов, обладающих сложным сочетанием звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».
Какую пользу несут скороговорки? Они:
- тренируют речевой аппарат,
- развивают фонематическую и артикуляционную память,
- обогащают словарный запас,
- ставят речевое дыхание,
- помогают сделать речь интонационно грамотной,
- подготавливают к формированию письменной речи.
А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.
Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытать наш язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймёшь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата каждого человека. Скороговорка почти всегда использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в весёлые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух- или четырёхстишие. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально. Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.
Как работаем со скороговорками?
1. Для начала стоит проговорить текст медленно, будто по слогам. Учитель показывает карточку, лучше с рисунком, рассказывает скороговорку.
2. Дети повторяют ее с учителем: сначала медленно и громко, затем тише и быстрее. Важно четко произносить все звуки в словах.
3. Просим объяснить сложные слова в скороговорке или учитель объясняет их сам.
4. Далее произносим текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые произносит ребёнок, должны быть тихими, но четкими!
5. Когда ребёнок полностью выучил и проработал текст, его можно произнести с разной интонацией.
6. Ритмично подбрасывая и ловя мяч двумя руками на каждое слово или слог, проговорить скороговорку.
7. Проговорить, прохлопывая ритм ладошками, как будто лепишь снежки.
8. Можно попробовать спеть скороговорку.
9. Предложить рассказать скороговорку, отгадав её по рисунку.
И только потом продемонстрировать скорость речи. Учиться выговаривать скороговорки надо по одной, пока не научились произносить одну, не начинаем изучать другую. А когда дети смогут произносить скороговорку быстро, то обучение можно превратить в игру.
Пока мяч находиться в воздухе, ребёнку можно предложить выговорить небольшую скороговорку. Можно усложнить: произнести первоначальный вариант скороговорки, а затем проговорить, поменяв местами начало и конец.
На дворе трава
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Скороговорка про покупки
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Скороговорка про выдру
Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
Ехал грека через реку
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!
Выдра в тундре
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!
Комментарии
Отправить комментарий